Сектор "Индивидуальные особенности развития детей"

Елена Романовна Слободская

Заведующая сектором, главный научный сотрудник
кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, доцент
Слободская Елена Романовна
электронная почта: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
телефон: (383) 373-02-69

 

Сотрудники

  ФИО Должность, ученая степень, ученое звание Телефон Адрес электронной почты
1 Слободская Елена Романовна
Заведующая сектором, главный научный сотрудник
кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, доцент
(383) 373-02-69 This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
2 Корниенко Ольга Сергеевна
Научный сотрудник
кандидат биологических наук
(383) 373-02-69 This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
3 Риппинен Татьяна Оскаровна
Научный сотрудник
(383) 373-02-69 This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
4 Варшал Александра Владимировна Младший научный сотрудник
(383) 373-02-69 This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
5 Козлова Елена Александровна
Младший научный сотрудник
(383) 373-02-69 This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. 
6 Логинова Светлана Васильевна
Младший научный сотрудник
(383) 373-02-69 This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
7 Лето Ирина Викторовна
Младший научный сотрудник
(383) 373-02-69 This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

Основные направления исследований

  • Психическое здоровье и благополучное развитие детей от младенческого до старшего подросткового возраста.
  • Индивидуальные особенности: черты личности и темперамента, их иерархическая структура.
  • Факторы риска и защиты в процессе развития детей.
  • Межкультурные сравнения развития личности и психического здоровья.

 

Важнейшие научные результаты

  • Адаптирован и валидизирован для применения в России ряд международно признанных психометрических инструментов: опросники для изучения чувствительности к наказанию и вознаграждению у детей (SPSRQ-C, Кузнецова, Слободская, 2010) и подростков (SPSRQ-J, Кузнецова, Слободская, Риппинен, 2013), Интервью о практике воспитания (PPI, Варшал, Слободская, 2011; 2013); разработана краткая форма Списка индивидуальных особенностей ребенка для славянских языков (ICID-S, Slobodskaya, Zupančič, 2010). Исследована обоснованность и надежность диагностических методик, широко применяющихся в детской психиатрии и психологии: опросника Сильные стороны и трудности (SDQ, Goodman, Heiervang, Fleitlich-Bilyk, Alyahri, Patel, Mullick, Slobodskaya, dos Santos, Goodman, 2012) и форм Ахенбаха для родителей (CBCL), учителей (TRF) и самоотчетов подростков (YSR) (Grigorenko, Geiser, Slobodskaya, Francis, 2010). 
  • В эпидемиологических исследованиях и по данным статистической отчетности изучена распространенность проблем психического здоровья у детей и подростков (Макашева, Слободская, 2015а, б; Goodman et al., 2012; Slobodskaya, Semenova, 2015).
  • Установлен вклад индивидуальных особенностей и факторов ближайшей и отдаленной среды в благополучие и выраженность распространенных проблем психического здоровья с раннего детского до подросткового возраста (Варшал, Слободская, 2011; Gartstein, Slobodskaya, Kirchhoff, Putnam, 2013; Kuznetsova, Slobodskaya, 2012; Slobodskaya, Akhmetova, 2010), в т.ч. использование компьютера (Риппинен, Слободская, 2014а, б; Савкина, Слободская, 2010а,б, 2011), употребление психоактивных веществ подростками (Ахметова, Слободская, 2010, 2011, 2013, 2014; Ахметова, Слободская, Кузнецова, Риппинен, 2014) и суицидальное поведение (Макашева, Слободская, 2013); установлен характер взаимодействия индивидуальных и средовых факторов в их влиянии на благополучие и психическое здоровье (Слободская, 2014; Слободская, Ахметова, 2012; Слободская, Ахметова, Кузнецова, Риппинен; 2012; Slobodskaya, Akhmetova, Rippinen, 2014).
  • В продолжительных исследованиях установлена стабильность и изменения личностных черт и распространенных поведенческих и эмоциональных проблемв детском и подростковом возрасте (Slobodskaya, Kozlova, 2016; Ахметова, Слободская, 2013) и оценен вклад демографических, семейных и психофизиологических факторов в динамику развития (Козлова, Слободская, 2014; Козлова, Ахметова, Слободская, 2014; Козлова, Слободская, Ахметова, 2014; Кузнецова, Слободская, 2010; Slobodskaya, Kuznetsova, 2013).
  • Определены сходство и межкультурные особенности раннего темперамента в России и ряде восточных и западных стран (Gartstein, Slobodskaya, Żylicz, Gosztyla, Nakagawa, 2010; Slobodskaya, Gartstein, Nakagawa, Putnam, 2013). 
  • Установлена иерархическая структура личностных черт у детей и подростков (Slobodskaya, 2011; Tackett, Slobodskaya, Mar, Deal, Halverson, Baker, Pavlopoulos, Besevegis, 2012), показано, что личностные особенности и распространенные поведенческие и эмоциональные отклонения с раннего возраста имеют общую иерархическую структуру (Slobodskaya, 2011, 2014).

 

Избранные публикации

Главы из монографий

  • Slobodskaya H. R. Behavioral Problems, Effects of Parenting and Family Structure on // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences, 2-nd edition / Ed.-in-chief J. D. Wright. – Oxford : Elsevier. – 2015. – V. 2. – P. 470–476.

2018 год

  • Sourander A., Roshan C., Skokauskas N., Al-Ansari A.M., Brunstein-Klomek A., Pornnoppado C., Kolaitis G. A., Maezono J., Steinhausen H.-C., Slobodskaya H. R., Kaneko H., Regmee J., Li L., Nguyen M. H., Grimland M.,·Osokina O., Ong S. H., Praharaj S. K., Lesinskienė S., Fossum S., Wiguna T., Makasheva V. A., Lehti V. Unmet needs of child and adolescent psychiatrists among Asian and European countries: does the Human Development Index (HDI) count? // European Child & Adolescent Psychiatry. – 2018. – Vol.27, № 1. – P. 5-8 (https://doi.org/10.1007/s00787-017-1095-7).
  • "Риппинен Т. О., Слободская Е. Р., Семенова Н. Б., Лаптева Л. В., Корниенко О. С., Федорова Н. А. Шкала для изучения произвольной регуляции у подростков // Психологический журнал. – 2018. – Т. 39, № 1. – С. 81-93 (doi: 10.7868/S0205959218010087).Rippinen T. O., Slobodskaya E. R., Semenova, N. B., Lapteva L. V., Kornienko O. S., Fedorova N. A. Effortful control scale in adolescents // Psikhologicheskii zhurnal. – 2018. – Vol. 39, № 1. – P. 81-93."
  • Слободская Е. Р., Баирова Н. Б., Козлова Е. А. Регуляторные способности в детстве: современные представления и методы исследования // Психологический журнал. – 2018. – Т. 39, № 4. – С. 51–61 (doi: 10.31857/S020595920000069-1).
  • Kornienko O. S., Petrenko E. N., Leto I. V., Fedorova N. A., Slobodskaya H. R. Effortful control in primary schoolchildren: links with personality, problem behaviour, academic achievement, and subjective well-being // Psychology in Russia: State of Art. – 2018. – T. 11, № 4. – P. 5-21 (https://doi.org/10.11621/pir.2018.0401).
  • Leto I. V., Petrenko E. N., Slobodskaya, H. R. Life satisfaction in Russian primary schoolchildren: links with personality and family environment // Journal of Happiness Studies. – 2018. (https://doi.org/10.1007/s10902-018-0036-6)
  • Slobodskaya H., Kozlova E., Han S.-Yo., Gartstein M.A., & Putnam S.P. (2019). Cross-cultural differences in temperament. In M. Gartstein, S. Putnam (Eds), Toddlers, Parents and Culture: Findings from the Joint Effort Toddler Temperament Consortium. (pp. 29-37). Oxford, UK: Routledge Taylor & Francis Group. Gartstein, M. (Ed.), Putnam, S. (Ed.). Toddlers, Parents and Culture. London: Routledge.
  • Gartstein M.A., Putnam S.P., Slobodskaya H., & de Weerth C. (2019). Introduction to the Joint Effort Toddler Temperament Consortium (JETTC). In M. Gartstein, S. Putnam (Eds), Toddlers, Parents and Culture: Findings from the Joint Effort Toddler Temperament Consortium (pp. 1-10). Oxford, UK: Routledge Taylor & Francis Group.

2017 год

  • Chudal R., Skokauskas N., Al Ansari A., Brunstein-Klomek A., Pornnoppadol C., Kolaitis G. A., Steinhausen H.-C., Slobodskaya H. R., Kaneko H., Regmee J., Li P.LI., Nguyen M. H., Grimland M. et.al. Overview of child and adolescent psychiatry across countries in the Eurasian child mental health study // Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. – 2017. – V. 56, No. 10, Suppl. – S205-S206 (doi: http://dx.doi.org/10.1016/j.jaac.2017.09.159 ).
  • Loginova S. V., Slobodskaya H. R. The mediating role of parenting in the relation between personality and externalizing problems in Russian children // Personality and Individual Differences. – 2017. – V. 106, N1. – P. 275-280 (http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2016.10.055 ).
  • Mottus R., Soto C. J., Slobodskaya H. R. Are all kids alike? The magnitude of individual differences in personality characteristics tends to increase from early childhood to early adolescence // European Journal of Personality. –2017. – V. 31, No. 4. – P. 313-328 (https://doi.org/10.1002/per.2107 ).
  • Риппинен Т. О., Слободская Е. Р., Семенова Н. Б., Лапина Л. В., Корниенко О. С., Федорова Н. А. Шкала для изучения произвольной регуляции у подростков // Психологический журнал. – 2017. – Т. 8, № 6. – С. 77–89.
  • Слободская Е.  Р. Вклад пола, возраста и чувствительности к подкреплению в структуру личностных черт и распространенных психологических проблем детей и подростков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2017. – Т. 14, №. 1. – С. 123-139 (10.17323/1813-8918.2017.1.123.139).

2016 год

  • Zupančič M., Kavčič T., Slobodskaya H. R., & Akhmetova O. A. Broad and Narrow Personality Traits Predicting Academic Achievement Over Compulsory Schooling A Cross-Sectional Study in Two Countries // The Journal of Early Adolescence. – 2016. – V. 36, No. 6. – P. 783-806.
  • Slobodskaya H. R., Semenova N. B. Child and adolescent mental health problems in Tyva Republic, Russia, as possible risk factors for a high suicide rate // European Child & Adolescent Psychiatry. – 2016. – V. 25, No. 4). – P. 361-371.
  • Варшал А. В., Слободская Е. Р. Оценка эффективности тренинга родительской компетентности при проблемах поведения у детей // Консультативная психология и психотерапия. – 2016. – Т. 24. № 1.– С. 80—96.
  • Slobodskaya H. R., Kozlova E. A. Early temperament as a predictor of later personality // Personality and Individual Differences. – 2016. – V. 99. – P. 127-132.
  • Козлова Е. А., Слободская Е. Р. Динамика психического здоровья в детском возраст // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2016.– № 1. – С. 71-75.

2015 год

  • Макашева В. А., Слободская Е. Р. Социальное значение детской психиатрии: связь учтенной заболеваемости психическими расстройствами детей и подростков с частотой суицидов в Сибирском федеральном округе // Российский психиатрический журнал. – 2015. – № 2. – С. 38-45.

2014 год

  • Slobodskaya H. R., Akhmetova O. A., Rippinen T. O. Does personality matter more in difficult circumstances? // Journal of Research in Personality. – 2014. – V. 48. –P. 33-44.
  • Козлов Е. А., Ахметова О. А., Слободская Е. Р. Стабильность и изменения личностных особенностей в детстве: значение пола и возраста // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35, №1. – С. 33-40.
  • Риппинен Т. О., Слободская Е. Р. Взаимосвязи личностных особенностей подростков с повседневным использованием компьютера // Психологический журнал. –2014. – Т. 35, № 4. – С. 18-25.
  • Ахметова О. А., Слободская Е. Р. Системы поведенческого приближения и торможения и употребление психоактивных веществ подростками // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2014. – Т. 114, №8. – С. 92-97.
  • Ахметова О. А., Слободская Е. Р., Кузнецова В. Б., Риппинен Т. О. Связь импульсивности и стремления к вознаграждению с употреблением психоактивных веществ подростками // Вопросы наркологии. – 2014. – № 4. – С. 81-89.
  • Slobodskaya H. R. The hierarchical structure of personality and common psychopathology in childhood // Journal of Research in Personality. – 2014. – V. 53. – P. 36-46.
  • Слободская Е. Р. Взаимодействие личностных и семейных факторов благополучия детей // Вестник РГНФ. – 2014. – № 3(76). – С. 196-204.
  • Козлова Е. А., Слободская Е. Р. Социально-экономические факторы психического здоровья детей и родителей: продолжительное исследование // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2014. – № 3. – С. 14-18.

2013 год

  • Слободская Е. Р. , Кузнецова В. Б. , Риппинен Т. О. Опросник для изучения чувствительности к наказанию и вознаграждению у подростков // Психологический журнал. – 2013. – Т. 34, № 1. – С. 69-80.
  • Slobodskaya H. R., Gartstein M. A., Nakagawa A., Putnam S. P. Early temperament in Japan, the United States US and Russia: do cross-cultural differences decrease with age? // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2013. – V. 44, No. 3. – P. 438 - 460. 
  • Варшал А. В., Слободская Е. Р. Интервьюирование родителей в изучении расстройств поведения у детей // Психиатрия. – 2011. – № 2. –С. 31-39.
  • Slobodskaya H. R., Kuznetsova V. B. The role of reinforcement sensitivity in the development of childhood personality // International Journal of Behavioral Development. –2013. – V. 37, No. 3. – Р. 249 – 257.
  • Ахметова О. А., Слободская Е. Р. Пятифакторная модель личности и употребление психоактивных веществ подростками // Вопросы наркологии.– 2013. – № 1. – С. 89-98. 
  • Gartstein M. A., Slobodskaya H. R., Kirchhoff C., Putnam S. P. Cross-cultural Differences in the Development of Behavior Problems: Contributions of Infant Temperament in Russia and U.S. // International Journal of Developmental Science. – 2013. – V. 7. – Р. 95 – 104.

2012 год

  • Слободская Е. Р. , Ахметова О. А. , Кузнецова В. Б. , Риппинен Т. О. Взаимодействие чувствительности к подкреплению и семейных факторов благополучия детей и подростков // Психологический журнал. – 2012.– Т. 33, № 3. – С. 86-95.
  • Tackett J. L., Slobodskaya H. R., Mar R. A., Deal J., Halverson Jr. C. F., Baker S. R., Pavlopoulos V., & Besevegis E. The hierarchical structure of childhood personality in five countries: Continuity from early childhood to early adolescence // Journal of Personality. – 2012. – V. 80. – P. 1-33.
  • Goodman A., Heiervang E., Fleitlich-Bilyk B., Alyahri A., Patel V., Mullick M. S. I., Slobodskaya H. R., dos Santos D. N., Goodman R. Cross-national differences in questionnaires do not necessarily reflect comparable differences in disorder prevalence // Social Psychiatry and Psychiatric Epidemiology. – 2012. – V. 47, No. 8. – P. 1321-1331.

2011 год

  • Slobodskaya H. R. Two superordinate personality factors in childhood // European Journal of Personality. – 2011. – V. 25, № 6. – P. 453–464. 
  • Кузнецова В. Б., Слободская Е. Р. Динамика отклонений психического здоровья у детей и подростков: роль чувствительности к подкреплению и семейных факторов // Психиатрия. – 2010. – № 6. – С. 16-21. 
  • Ахметова О. А., Слободская Е. Р. Психическое здоровье, психосоциальные и личностные характеристики подростков, употребляющих и не употребляющих психоактивные вещества подростками // Вопросы наркологии. – 2011. – № 6. – С. 59-66.

2010 год

  • Кузнецова В. Б., Слободская Е. Р. Опросник для изучения чувствительности к наказанию и вознаграждению у детей // Психологический журнал. – 2010. – Т. 31, № 2. – С. 145-154.
  • Gartstein M. A., Slobodskaya H. R., Żylicz P. A., Gosztyla D. & Nakagawa A. A Cross-cultural Evaluation of Temperament Development: Japan, United States of America, Poland and Russia // International Journal of Psychology and Psychological Therapy. – 2010. – V. 10. –P. 55-75.
  • Slobodskaya H. R., Zupančič M. Development and Validation of the Inventory of Child Individual Differences - Short Version in Two Slavic Countries // Studia Psychologica. – 2010. – V. 52, № 1. – P. 23-39. 
  • Slobodskaya H. R., Akhmetova O. A. Personality development and problem behavior in Russian children and adolescents // International Journal of Behavioral Development. – 2010. – V. 34, No. 5. – P.441-451.
  • Grigorenko E. L., Geiser C., Slobodskaya H. R., Francis D. J. Cross-Informant Symptoms from CBCL, TRF, and YSR: Trait and Method Variance in a Normative Sample of Russian Youths // Psychological Assessment. – 2010. – V. 22, No. 4. – P. 893-911.

2009 год

  • Gartstein M. A., Peleg Y., Young B. N., & Slobodskaya H. R. Infant temperament in Russia, United States of America, and Israel: Differences and similarities between Russian-speaking families // Child Psychiatry and Human Development. – 2009. – V. 40. – P. 241-256.
  • Ахметова О. А., Кузнецова В. Б., Слободская Е. Р. Значение систем приближения и торможения поведения для употребления психоактивных веществ подростками // Вопросы наркологии. – 2009. – № 2. – С. 77-84.
  • Gartstein M. A., Slobodskaya H. R., Putnam S. P., Kinsht I. A. A Cross-Cultural Study of Infant Temperament: Predicting Preschool Effortful Control in the United States of America (U.S.) and Russia // European Journal of Developmental Psychology. – 2009. – V. 6. – P. 337-364.

2008 год

  • Knyazev G. G., Zupančič M., Slobodskaya H. R. Comparison of personality structure and mean level of traits in Slovenian and Russian children // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2008. – V. 39. – P. 317-334. 
  • Колмагорова А. В., Слободская Е. Р., Гартштейн М. Э. Адаптация русскоязычной версии опросника для изучения темперамента детей раннего возраста // Психологический журнал. – 2008. – Т. 29, № 5. – С. 121-136.
  • Слободская Е. Р., Сафронова М. В., Ахметова О. А. Личностные особенности и стиль жизни как факторы школьной успеваемости подростков // Психологическая наука и образование. – 2008. – №2. – С. 70-79. 
  • Слободская Е. Р., Ахметова О. А., Кузнецова В. Б., Рябиченко Т. И. Социальные и семейные факторы психического здоровья детей и подростков // Психиатрия. – 2008. – № 1. – С. 16-23.

2007 год

  • Slobodskaya H. R., Akhmetova O. A., Ryabichenko T. I. Siberian child and adolescent mental health: prevalence estimates and psychosocial factors // Alaska Medicine. – 2007. – V. 2, Suppl. 2. – P. 248-254.
  • Slobodskaya H. R. The associations among the Big Five, Behavioural Inhibition and Behavioural Approach systems and child and adolescent adjustment in Russia // Personality and Individual Differences. – 2007. – V. 43, № 4. – Р. 913-924.
  • Слободская Е. Р., Сафронова М. В., Ахметова О. А. Соотношение личностных моделей «Большой пятерки», Г. Айзенка и Дж. Грея // Психологический журнал. – 2007. – Т. 28, № 4. – С. 75-81.

2006 год

  • Слободская Е. Р., Князев Г. Г., Сафронова М. В. Краткая форма личностного опросника Айзенка (ЛОА-К) и ее использование для оценки приспособленности и риска употребления психоактивных веществ // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27, № 3. – С. 94-105. 
  • Слободская Е. Р., Гудман Р., Рябиченко Т. И. Психосоциальные факторы эмоциональных проблем и отклонений в поведении подростков // Психиатрия. – 2006. – № 2. – С. 28-36.
  • Knyazev G. G., Slobodskaya H. R. Personality types and behavioural activation and inhibition in adolescents // Personality and Individual Differences, 2006. Vol. 41 (8). P. 1385-1395.

2005 год

  • Gartstein M. A., Knyazev G. G., Slobodskaya H. R. Cross-cultural differences in the structure of infant temperament: United States of America (U.S.) and Russia // Infant Behavior and Development. – 2005. – V. 28, No. 1. – P. 54-61.
  • Goodman R., Slobodskaya H. R., Knyazev G. G. Russian child mental health: a cross-sectional study of prevalence and risk factors // European Child and Adolescent Psychiatry. – 2005. – V. 14. – P.28-33.
  • Slobodskaya H. R., Safronova M. V., Windle M. Personality, temperament and adolescent adjustment in modern Russia // Personality and Individual Differences. – 2005. – V. 39, No. 1. – P.167-178.
  • Князев Г. Г., Слободская Е. Р. Пятифакторная структура личности у детей и подростков (по данным родителей и самооценки) // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26, № 6. – С. 59-67.

 

Диагностические инструменты

  • Опросник "Сильные стороны и трудности ребенка" (SDQ, Goodman, 2001; http://www.sdqinfo.com) - краткий скрининговый инструмент для оценки психического здоровья и приспособленности детей и подростков 4-16 лет (версии для родителей, учителей и подростков старше 11 лет) и компьютерная программа для обработки данных и выдачи заключения, русский вариант (ССТ, Goodman et al., 2005). 
  • Оценивание развития и благополучия (DAWBA, Goodman et al., 2000; http://www.dawba.com) - набор интервью, опросников и алгоритмов, который генерирует диагнозы распространенных поведенческих, эмоциональных, гиперкинетических и менее распространенных расстройств по МКБ-10 и DSM-IV у детей и подростков от 4 до 17 лет, русская версия (ОРИБ, Goodman et al., 2005). 
  • Система эмпирически обоснованного оценивания Ахенбаха (The Achenbach System of Empirically Based Assessment, ASEBA; http://ASEBA.uvm.edu) - проверочные листы и опросники для оценки компетентности и отклонений психического здоровья у детей от 1.5 до 18 лет; русские версии для родителей, учителей и подростков старше 11 лет (CBCL/1.5-5, CBCL/6-18, TRF/6-18, YSR/11-18) и взрослых от 18 до 59 лет (ACBL, ASR), русские варианты (Slobodskaya, 1999). (ASEBA - Achenbach System of Empirically Based Assessment, http://ASEBA.uvm.edu). 
  • Модифицированный опросник поведения младенцев от 3 до 12 месяцев (IBQ-R, Gartstein & Rothbart, 2003), включает 14 шкал: Уровень активности, Улыбки и смех, Страх, Гнев, Длительность ориентировки, Утешаемость, Звуковая реактивность, Удовольствие высокой и низкой интенсивности, Падение реактивности/ Регуляция возбуждения, Прижимание/Соединение, Сенсорная чувствительность, Грусть и Приближение. Русский вариант (Gartstein, Slobodskaya, Kinsht, 2003). 
  • Опросник для оценки поведения детей раннего возраста от 1 до 3 лет (ECBQ, Putnam, Ellis, & Rothbart, 2001), включает 13 шкал: Фокусировка внимания, Переключение внимания, Дискомфорт, Сильное удовольствие, Тормозный контроль, Тихое удовольствие, Сенсорная Чувствительность, Положительное предвосхищение, Грусть, Утешаемость/Падение реактивности, Уровень активности, Подверженность гневу и Социальная пугливость. Русский вариант.
  • Список индивидуальных особенностей ребенка (ICID, Halverson et al., 2003) - свободный от возраста и культуры инструмент для оценки индивидуальных особенностей детей в когнитивной, социальной и эмоциональной сфере; русский вариант (Князев, Слободская, 2005) Для родителей и учителей детей от 2 до 18 лет; подростков и молодых взрослых. С помощью 108 пунктов оценивают 15 шкал (общительность, застенчивость, активность, положительные эмоции, антагонизм, упрямство, отрицательные эмоции, сочувствие, покладистость, организованность, ориентацию на достижения, отвлекаемость, боязливость, неуверенность, интеллект/обучаемость и открытость опыту) и 5 суперфакторов (экстраверсия, нейротизм, уступчивость, сознательность и открытость ). Краткая форма (ICID-S, Slobodskaya, Zupančič, 2010) из 62 пунктов.
  • Опросник Стили жизни для родителей детей от 3 до 18 лет и подростков 11-18 лет (Сафронова, Слободская, 2004). Выявляет размер, состав и материальное положение семьи, образование и профессиональный статус родителей, жилищные условия и безопасность местожительства, отношения в семье (сходство взглядов, конфликты, насилие, совместное премяпрепровождение, поддержка), методы воспитания (наличие телесных наказаний, родительский мониторинг), предпочтения детей и семейные ценности (ориентация на западную или национальную культуру), занятия спортом, религиозность, включение семьи и ребенка в негативное потребление (табака, алкоголя, наркотиков)

 

Гранты

  • РНФ, 2016-2018, № 16-18-00003 «Волевая регуляция в детском возрасте: развитие и связь с благополучием и проблемами психического здоровья»
  • РФФИ, 2016-2018, № 16-06-00022 «Связь раннего темперамента с личностными особенностями в процессе развития»
  • Berry Family Faculty Excellence Fellowship project, 2014-2015, «The Influence of Temperament and Culture: Growing-up Healthy or Facing Mental Health Problem».
  • РГНФ, 2014-2016, № 14-06-00139 «Значение раннего темперамента для благополучного развития детей: лонгитюдное исследование».
  • РФФИ, 2013-2016, № 13-06-00156 “ Изменяется ли вклад чувствительности к подкреплению в структуру личности и распространенной психопатологии в процессе развития от раннего детского до взрослого возраста?”
  • РГНФ, 2011-2013, № 11-06-00517а “Психическое здоровье и благополучное развитие детей и подростков: взаимодействие семейных и личностных факторов риска и защиты”
  • РФФИ, 2008-2010, № 08-06-00011-а «Чувствительность к подкреплению как биологическая основа иерархической структуры нормальной и отклоняющейся личности на разных этапах развития»
  • РГНФ, 2007-2009, № 07-06-00016а, «Биологические и социальные корни трех типов личности».
  • РФФИ, 2004-2006, № 04-06-80028-а "Индивидуально-психологические особенности как фактор приспособления личности в процессе развития".
  • РГНФ, 2004-2006, № 04-06-00-477а "Психическое здоровье российских детей и подростков: социально-экономическое положение и стиль жизни как факторы риска и защиты"
  • РФФИ, 2005-2007, № 05-06-80033-а, "Связь личностной тревожности с силой реципрокных связей между осцилляторными системами мозга".
  • РГНФ, 2004, № 04-03-65001а/т “Роль семьи и организаций по работе с молодежью в формировании отношения подростков к потреблению психоактивных веществ” 
  • РФФИ, 2003-2004, 03-06-80058-А, «Осцилляции мозга и активация поведения» 
  • РГНФ, 2003, № 03 03 00553 а/т, «Социальные и личностные факторы риска употребления наркотиков среди студенчества» 
  • РГНФ, 2002, № 02 03 00099 а/т, «Социальные и личностные аспекты негативного потребления среди молодежи: факторы риска и защиты» 
  • Wellcome Trust, 2001, № 065834/Z/01/Z, Evaluating measures and ascertainment techniques for a study of Russian child mental health"
  • РГНФ, 2000, № 00-06-00217а, "Социальные и биологические факторы психического и соматического здоровья новосибирских школьников".